Истина-свобода

От чего действительно свободен человек?

Ирина Силуянова

Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его.

3 Езд. 8, 56

Проблема свободы человека традиционно является предметом сложнейших философских и богословских рассуждений. Чего стоит известное уверение немецкого философа Шеллинга о том, что рассмотрение противоположности между необходимостью и свободой "только и вводит в глубочайшее средоточие философии" (69). Далеко не всем доступно кьеркегоровское истолкование готовности Авраама принести в жертву своего сына-первенца Исаака как осуществление подлинной свободы. Не так просто и понимание свободы воли в православной публицистике, как это видно из следующего примера: "Свободная воля на путях обретения свободы имеет власть отказаться от своеволия" (70).

В то же время в современных средствах массовой информации мы встречаем чрезвычайно упрощенное понимание проблемы свободы. Так, например, программа "Свобода слова" на НТВ методично втолковывает нам, что свобода - это просто-напросто то состояние, когда можно говорить и делать что угодно, лишь бы только в согласии с чувствами. Истина при этом никого не должна интересовать, ибо, в конце концов, что есть истина? (71). Или, еще хуже: есть ли истина вообще?

В подходе этой телепрограммы, как в капле воды, отразилась суть либерально-атеистического понимания свободы. Парадоксальность ситуации в том, что о свободе говорят и от ее имени выступают те, у кого в миропонимании нет и не может быть никакого места для подлинного понимания свободы. Однако сторонники этой точки зрения фанатично верят в некий суррогат свободы. К чему же он сводится? Свобода для них - это какое бы то ни было состояние человека, которое не должно быть ничем, никем и никогда ограничено. При этом нередко по ходу обсуждений раскрывается и тщательно оберегаемая "тайна" либерализма. Она заключается в том, что за этими "ничем", "никем" и "никогда" стоит вполне определенное содержание. Прежде всего - яростное противление христианскому пониманию свободы человека.

Почему же ведется такая атака на христианское понимание свободы? Потому, что без подлинной свободы "не может и не бывает христианского облагодатствования" (72). Потому, что "верить, любить, вдохновляться и творить нельзя по принуждению, но только свободно" (73). Потому, что свобода - это подлинная сущность человека. Потому, что "Христос освободил людей свободою или для свободы" (74). Именно свобода есть "непосредственное обнаружение сыновне-чистого общения с Отцем чрез Сына, когда под водительством Божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе, или чрез возможно полное осуществление "закона Христова"" (75). Ибо кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (76).

***

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

2 Пет. 2, 18-19

Принципиальное отличие атеистической антропологии от христианской проявляется в ответе на вопрос "Зачем (или для чего) нужна человеку свобода?".

В атеистической антропологии человек понимается лишь как продукт саморазвивающейся материи, как некое своеобразное животное с набором физиологических потребностей, которые определяют, формируют, направляют его поведение. В потребностях этих и состоит сущность, формирующее основание человека. Будучи фундаментальной сущностью, они определяют и его ценности, которые по сути своей должны сводиться к тому, чтобы обслуживать его потребности. Например, деньги - не вспомогательное средство, а абсолютная ценность, ибо они есть прямой способ удовлетворения естественных потребностей. Какие-либо ограничения потребностей человека всегда противоестественны и поэтому вредны. Моральные, а тем более религиозные нормы и правила и, уж конечно, закон Христов - это формы ограничения потребностей, прежде всего естественных физиологических. Поэтому свобода, опять же как естественная способность человека, направлена на то, чтобы защищать потребности, это способ освобождения от ограничений, запретов, нравственных законов и т. п. Для чего нужна свобода? Для того, чтобы освободить себя от любых ограничений. Зачем нужна свобода? Затем, чтобы можно было максимально полно удовлетворять все свои потребности, которые сами являются естественными продуктами и результатами естественной эволюции материи, или природы. Мы созданы стихийным процессом развития такими, какие мы есть. Кроме саморазвивающейся природы, ничего нет, и поэтому ничто (какая-то религия, какая-то мораль) и никто (какой-то Бог, какой-то Учитель) не может указывать нам, какими мы должны быть. "После этого для нее (свободы.- И.С.) не оказывается достаточных препон к самому бурному кипению,- и она проявляется потом… с крайнею необузданностию и с "непотребством"… неприкрытой наглости бешеного цинизма, когда уже совсем не желают стесняться и делают всякую нечистоту с ненасытимостию (Еф. 4, 19)" (77).

Понимая при этом, чем грозит разрушительность и саморазрушительность, свойственные стихийной человеческой природе, либерализм возводит на небывалую высоту юридический закон, который призван охранять человека по принципу "свобода внешнего поведения одного человека не должна ограничивать свободу другого". Однако в декларировании либерализмом права абсолютной свободы внутренней жизни человека скрыта циничная ложь. Реальность превращает вышеназванный принцип в утопический призыв, способный лишь растлить человеческую плоть таким пониманием не ограниченной ничем "свободы" или даже обречь человека на совершение преступлений. Но "внутренняя свобода отнюдь не есть отрицание закона и авторитета, то есть беззаконие и самомнение. Нет, внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самостоятельно осуществить его в жизни" (78). К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (79).

***

К свободе призваны вы, братия.

Гал. 5, 13

Нельзя не напомнить либералам и разного рода атеистам, воспевающим свободу, что именно христианству европейская культура обязана честью обладания истинным понятием свободы. На протяжениитысячелетий не ведала человеческая история подлинного понимания свободы. И это естественно, ибо долгое время оно было сокрыто от человека и свобода понималась лишь как политическая независимость народов. Свобода изначально вовсе не была дана человеку в его индивидуальном, внутреннем жизненном опыте. Напротив, античная культура, например, свидетельствовала о существовании неких слепых сил, господствующих над человеческой жизнью, и определяла их понятием "рок". Именно роковую судьбу человека олицетворяло особое, собирательное действующее лицо древнегреческих трагедий - хор. Именно от рока, властвующего над ним, не смог уйти герой софокловской трагедии царь Эдип: хотя он всеми силами стремился не делать зла, тем не менее против своей воли совершил тяжкие преступления. Античный рок олицетворял действие в человеческой жизни жесткого природного закона детерминизма, неизбежно подчиняющего себе, предопределяющего человеческие поступки и поведение. И только Христово благовестие принесло в мир иной закон: К свободе призваны вы, братия; и познаете истину, и истина сделает вас свободными (80). Познаете истину о человеке, порабощенном злом, грехом, смертью и нуждающемся в спасении.

Да, судьба человека определена грехопадением, исказившим его сущность, характер, склад души, поступки, особенности и свойства. Она была бы предопределена полностью, если бы не одно великое НО - если бы не встреча с Богом, если бы не опыт свободы.

Свобода по сути своей - духовно-нравственное, а не биофизиологическое состояние личности. Свобода в христианском понимании "абсолютно чужда всяких плотских элементов и не может быть точкою опоры… для развития активности со стороны плоти" (81). Духовно-нравственная свобода - это способность видеть добро и зло, выбирать между добром и злом и обретаемая душой решимость творить добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (82).

Духовно-нравственная свобода - это встреча с добром, но и осознание реальности зла как нравственного рабства: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (83). Иго рабства - это наша порабощенность грехом. Именно в отношении к этому рабству, в освобождении от этого рабства греху заключен подлинный смысл христианского понимания свободы. Подлинная свобода - это достигаемое нашими усилиями к коренной и внутренней перемене, к кардинальному изменению своего сознания стяжание с помощью Божией Духа Святого и спасение. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (84).

"Свобода, по самому существу своему,- писал И.А. Ильин,- есть именно духовная свобода, т.е. свобода духа, а не тела и не души (! - И.С.). Это необходимо однажды навсегда глубоко продумать и прочувствовать с тем, чтобы впредь не ошибаться самому и не поддаваться на чужие соблазны" (85).

***

Свобода есть способ жизни, присущий любви.

И.А. Ильин (86)

"Чужие соблазны" закрепляют рабство греху. И атеизм упорно твердит: мы такие, какие мы есть, ни больше и не меньше, а главное - не лучше и не хуже!

На языке христианской антропологии это будет звучать так: свобода - это то состояние, когда человек не только не может не грешить, но и не хочет не грешить. Блаженный Августин в вопросе о свободе человека различал posse non peccare и posse peccare: возможность не грешить и возможность грешить. Невозможность греха он приписывает только ангелам и святым небожителям. Возможностью не грешить из людей, живущих на земле, обладали только Адам и Ева до грехопадения. Падший же человек, предоставленный самому себе, без содействия высшей Божественной благодати, не может не грешить. Могут не грешить только такие люди, "которые всецело пребывают в Господе Искупителе и только в Нем благодатно имеют свою онтологическую опору". "Только Им и при Его соответственном влиянии мы живем христиански корректно", и только "Он будет исключительною силою всего нашего морального устроения" (87).

Свобода - важнейшее и ценнейшее достояние Православия. Дарованная Богом способность человека к спасению души - это свобода.

Дарованная Богом способность человека к нравственному совершенствованию - это свобода.

Свобода, дарованная Богом,- это средство преодоления греховных склонностей и страстей. Это способ воплощения и утверждения в жизни нравственных ценностей. Это умение не преступать запретов Божиих. Это владение человеком искусством самоограничения. Это стремление к исполнению заповедей Божиих.

"Свобода наша остается и нас удерживает в чисто духовной области веры, а там всюду и во всех действует любовь Христовой самопреданности на пользу всех и каждого" (88).

 

9. Примечания

1)Опрос студентов Российского государственного медицинского университета, 2001 год, количество опрошенных - 256 человек.

2)Эко У. Когда на сцену выходит Другой // Пять эссе на темы этики. СПб., 1998. С. 10. (Выделено мною.- И.С.)

3)Тютчев Ф. Полное собрание сочинений: Приложение к журналу "Нива". СПб., 1913. С. 123.

4) Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 386.

5) Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 18.

6) Там же.

7) Цит. по: Гусев Д. Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства (1876 г.) // Святоотеческая христология и антропология. Пермь, 2002. Вып. 1. С. 29.

8) Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. С. 19.

9) Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. С. 19.

10) Ильин И. Кризис безбожия // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 342.

11) Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические. С. 359.

12) Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты: Слово к русскому народу. СПб., 1995. С. 32-33. (Выделено мною.- И.С.)

13) Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196.

14) Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32.

15) Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 52.

16) Ср.: 2 Мак. 8, 17.

17) Из Библейского компьютерного справочника.

18) Мк. 9, 40.

19) Мф. 12, 30.

20) Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139-140. (Выделено нами.- Изд.)

21) Достоевский Ф. Бесы // Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392.

22) Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204-205.

23) Подчеркнуто мною.- И.С.

24) О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной // Независимая народная газета: Приложение к газете "Вечерняя Москва". 1994. 25 августа. (Выделено мною.- И.С.)

25) Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых.

26) См.: 3 Езд. 11, 32.

27) См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45.

28) См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186.

29) Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279.

30) Цит. по: История философии. С. 280.

31) Ильин И. Основы христианской культуры // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами.- Изд.)

32) Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков // Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами.- Изд.)

33) Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315-316. (Выделено курсивом нами.- Изд.)

34) Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146.

35) Ильин И. Кризис безбожия. С. 351.

36) Ср.: 1 Кор. 7, 20.

37) Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291.

38) Прем. 7, 16-20.

39) Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314.

40) Пс. 103, 23.

41) Притч. 3, 19.

42) Еккл. 3, 11.

43) Ср.: Пс. 48, 4.

44) Аксенов В. Новые материалы для науки и техники // Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35.

45) Гайденко П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7. С. 114.

46) Богданов А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927. С. 5.

47) Богданов А. Борьба за жизнеспособность. С.3. (Именно эта процедура - переливание себе крови молодого студента - и стала причиной гибели Богданова.)

48) Cухих Г. Секрет их молодости // Столица. 1994. № 11. С. 32.

49) Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. 2000. № 8. С. 81.

50) 2 Фес. 2, 7.

51) Рим. 7, 18-19.

52) Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция: Философия права. М., 1996. С. 87.

53) Гал. 6, 2.

54) Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст / Отв. ред. А. Рубцов. М., 1997. С. 24. (Выделено мною.- И.С.)

55) Там же. С. 29.

56) Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 381.

57) Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 436.

58) Ницше Ф. К генеалогии морали. С. 412.

59) См.: Там же. С. 432.

60) Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное. С. 34, 35.

61) Сир. 17, 12.

62) 1 Мак. 2, 64.

63) Гал. 5, 14.

64) Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 1998. С. 421.

65) Там же. С. 422.

66) Иов 22, 22.

67) Ср.: 1 Ин. 4, 7.

68) Александр Ельчанинов, священник. Записи. М., 1996. С. 28.

69) Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 86.

70) Николаева О. Православие и свобода. М., 2002. С. 9.

71) Ин. 18, 38.

72) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. М., 1999. С. 166.

73) Ильин И. Кризис безбожия. С. 348.

74) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 166.

75) Там же. С. 167.

76) Иак. 1, 25.

77) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 179. (Выделено нами.- Изд.)

78) Ильин И. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 97.

79) Гал. 5, 13.

80) Ин. 8, 32.

81) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галам. С. 174.

82) 1 Пет. 2, 15-16.

83) Гал. 5, 1.

84) 2 Кор. 3, 17.

85) Ильин И. Путь духовного обновления. С. 94.

86) Ильин И. Путь духовного обновления. С. 94.

87) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 182.

88) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 174.

89) Иларион (Троицкий), архиепископ. Без Церкви нет спасения. М., СПб., 1998. С. 266.

90) Там же. С. 270.

91) Андрей Кураев, диакон. О нашем поражении. М., 1996. С. 3. (Выделено нами.- Изд.)

92) Льюис К. Возможен ли прогресс? // Собрание сочинений: В 8 т. М., 1998. Т. 2. С. 348.

93) Иустин (Попович), преподобный. Прогресс в мельнице смерти. О духе времени. Минск, 2001. С. 25-26.

94) Гальцева Р. Христианство перед лицом современной цивилизации // Новая Европа. 1994. № 5. С. 3. (Выделено мною.- И.С.)

95) Андрей Кураев, диакон. О нашем поражении. С. 35.

96) Выделено мною.- И.С.

97) Зеньковский В. Автономия и теономия // Путь. 1926. № 3. С. 36.

98) Величко В. Владимир Соловьев: Жизнь и творения. СПб., 1904. С. 170.

99) Цит. по: Андрей Кураев, диакон. О нашем поражении. С. 37.

 

 

 АЗБУКА ВЕРЫ

 



Hosted by uCoz