Истина-свободаОт чего действительно свободен человек?Ирина Силуянова Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его. 3 Езд. 8, 56 Проблема свободы человека традиционно является предметом сложнейших философских и богословских рассуждений. Чего стоит известное уверение немецкого философа Шеллинга о том, что рассмотрение противоположности между необходимостью и свободой "только и вводит в глубочайшее средоточие философии" (69). Далеко не всем доступно кьеркегоровское истолкование готовности Авраама принести в жертву своего сына-первенца Исаака как осуществление подлинной свободы. Не так просто и понимание свободы воли в православной публицистике, как это видно из следующего примера: "Свободная воля на путях обретения свободы имеет власть отказаться от своеволия" (70). В то же время в современных средствах массовой информации мы встречаем чрезвычайно упрощенное понимание проблемы свободы. Так, например, программа "Свобода слова" на НТВ методично втолковывает нам, что свобода - это просто-напросто то состояние, когда можно говорить и делать что угодно, лишь бы только в согласии с чувствами. Истина при этом никого не должна интересовать, ибо, в конце концов, что есть истина? (71). Или, еще хуже: есть ли истина вообще? В подходе этой телепрограммы, как в капле воды, отразилась суть либерально-атеистического понимания свободы. Парадоксальность ситуации в том, что о свободе говорят и от ее имени выступают те, у кого в миропонимании нет и не может быть никакого места для подлинного понимания свободы. Однако сторонники этой точки зрения фанатично верят в некий суррогат свободы. К чему же он сводится? Свобода для них - это какое бы то ни было состояние человека, которое не должно быть ничем, никем и никогда ограничено. При этом нередко по ходу обсуждений раскрывается и тщательно оберегаемая "тайна" либерализма. Она заключается в том, что за этими "ничем", "никем" и "никогда" стоит вполне определенное содержание. Прежде всего - яростное противление христианскому пониманию свободы человека. Почему же ведется такая атака на христианское понимание свободы? Потому, что без подлинной свободы "не может и не бывает христианского облагодатствования" (72). Потому, что "верить, любить, вдохновляться и творить нельзя по принуждению, но только свободно" (73). Потому, что свобода - это подлинная сущность человека. Потому, что "Христос освободил людей свободою или для свободы" (74). Именно свобода есть "непосредственное обнаружение сыновне-чистого общения с Отцем чрез Сына, когда под водительством Божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе, или чрез возможно полное осуществление "закона Христова"" (75). Ибо кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (76). *** Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 2 Пет. 2, 18-19 Принципиальное отличие атеистической антропологии от христианской проявляется в ответе на вопрос "Зачем (или для чего) нужна человеку свобода?". В атеистической антропологии человек понимается лишь как продукт саморазвивающейся материи, как некое своеобразное животное с набором физиологических потребностей, которые определяют, формируют, направляют его поведение. В потребностях этих и состоит сущность, формирующее основание человека. Будучи фундаментальной сущностью, они определяют и его ценности, которые по сути своей должны сводиться к тому, чтобы обслуживать его потребности. Например, деньги - не вспомогательное средство, а абсолютная ценность, ибо они есть прямой способ удовлетворения естественных потребностей. Какие-либо ограничения потребностей человека всегда противоестественны и поэтому вредны. Моральные, а тем более религиозные нормы и правила и, уж конечно, закон Христов - это формы ограничения потребностей, прежде всего естественных физиологических. Поэтому свобода, опять же как естественная способность человека, направлена на то, чтобы защищать потребности, это способ освобождения от ограничений, запретов, нравственных законов и т. п. Для чего нужна свобода? Для того, чтобы освободить себя от любых ограничений. Зачем нужна свобода? Затем, чтобы можно было максимально полно удовлетворять все свои потребности, которые сами являются естественными продуктами и результатами естественной эволюции материи, или природы. Мы созданы стихийным процессом развития такими, какие мы есть. Кроме саморазвивающейся природы, ничего нет, и поэтому ничто (какая-то религия, какая-то мораль) и никто (какой-то Бог, какой-то Учитель) не может указывать нам, какими мы должны быть. "После этого для нее (свободы.- И.С.) не оказывается достаточных препон к самому бурному кипению,- и она проявляется потом… с крайнею необузданностию и с "непотребством"… неприкрытой наглости бешеного цинизма, когда уже совсем не желают стесняться и делают всякую нечистоту с ненасытимостию (Еф. 4, 19)" (77). Понимая при этом, чем грозит разрушительность и саморазрушительность, свойственные стихийной человеческой природе, либерализм возводит на небывалую высоту юридический закон, который призван охранять человека по принципу "свобода внешнего поведения одного человека не должна ограничивать свободу другого". Однако в декларировании либерализмом права абсолютной свободы внутренней жизни человека скрыта циничная ложь. Реальность превращает вышеназванный принцип в утопический призыв, способный лишь растлить человеческую плоть таким пониманием не ограниченной ничем "свободы" или даже обречь человека на совершение преступлений. Но "внутренняя свобода отнюдь не есть отрицание закона и авторитета, то есть беззаконие и самомнение. Нет, внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самостоятельно осуществить его в жизни" (78). К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (79). *** К свободе призваны вы, братия. Гал. 5, 13 Нельзя не напомнить либералам и разного рода атеистам, воспевающим свободу, что именно христианству европейская культура обязана честью обладания истинным понятием свободы. На протяжениитысячелетий не ведала человеческая история подлинного понимания свободы. И это естественно, ибо долгое время оно было сокрыто от человека и свобода понималась лишь как политическая независимость народов. Свобода изначально вовсе не была дана человеку в его индивидуальном, внутреннем жизненном опыте. Напротив, античная культура, например, свидетельствовала о существовании неких слепых сил, господствующих над человеческой жизнью, и определяла их понятием "рок". Именно роковую судьбу человека олицетворяло особое, собирательное действующее лицо древнегреческих трагедий - хор. Именно от рока, властвующего над ним, не смог уйти герой софокловской трагедии царь Эдип: хотя он всеми силами стремился не делать зла, тем не менее против своей воли совершил тяжкие преступления. Античный рок олицетворял действие в человеческой жизни жесткого природного закона детерминизма, неизбежно подчиняющего себе, предопределяющего человеческие поступки и поведение. И только Христово благовестие принесло в мир иной закон: К свободе призваны вы, братия; и познаете истину, и истина сделает вас свободными (80). Познаете истину о человеке, порабощенном злом, грехом, смертью и нуждающемся в спасении. Да, судьба человека определена грехопадением, исказившим его сущность, характер, склад души, поступки, особенности и свойства. Она была бы предопределена полностью, если бы не одно великое НО - если бы не встреча с Богом, если бы не опыт свободы. Свобода по сути своей - духовно-нравственное, а не биофизиологическое состояние личности. Свобода в христианском понимании "абсолютно чужда всяких плотских элементов и не может быть точкою опоры… для развития активности со стороны плоти" (81). Духовно-нравственная свобода - это способность видеть добро и зло, выбирать между добром и злом и обретаемая душой решимость творить добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (82). Духовно-нравственная свобода - это встреча с добром, но и осознание реальности зла как нравственного рабства: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (83). Иго рабства - это наша порабощенность грехом. Именно в отношении к этому рабству, в освобождении от этого рабства греху заключен подлинный смысл христианского понимания свободы. Подлинная свобода - это достигаемое нашими усилиями к коренной и внутренней перемене, к кардинальному изменению своего сознания стяжание с помощью Божией Духа Святого и спасение. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (84). "Свобода, по самому существу своему,- писал И.А. Ильин,- есть именно духовная свобода, т.е. свобода духа, а не тела и не души (! - И.С.). Это необходимо однажды навсегда глубоко продумать и прочувствовать с тем, чтобы впредь не ошибаться самому и не поддаваться на чужие соблазны" (85). *** Свобода есть способ жизни, присущий любви. И.А. Ильин (86) "Чужие соблазны" закрепляют рабство греху. И атеизм упорно твердит: мы такие, какие мы есть, ни больше и не меньше, а главное - не лучше и не хуже! На языке христианской антропологии это будет звучать так: свобода - это то состояние, когда человек не только не может не грешить, но и не хочет не грешить. Блаженный Августин в вопросе о свободе человека различал posse non peccare и posse peccare: возможность не грешить и возможность грешить. Невозможность греха он приписывает только ангелам и святым небожителям. Возможностью не грешить из людей, живущих на земле, обладали только Адам и Ева до грехопадения. Падший же человек, предоставленный самому себе, без содействия высшей Божественной благодати, не может не грешить. Могут не грешить только такие люди, "которые всецело пребывают в Господе Искупителе и только в Нем благодатно имеют свою онтологическую опору". "Только Им и при Его соответственном влиянии мы живем христиански корректно", и только "Он будет исключительною силою всего нашего морального устроения" (87). Свобода - важнейшее и ценнейшее достояние Православия. Дарованная Богом способность человека к спасению души - это свобода. Дарованная Богом способность человека к нравственному совершенствованию - это свобода. Свобода, дарованная Богом,- это средство преодоления греховных склонностей и страстей. Это способ воплощения и утверждения в жизни нравственных ценностей. Это умение не преступать запретов Божиих. Это владение человеком искусством самоограничения. Это стремление к исполнению заповедей Божиих. "Свобода наша остается и нас удерживает в чисто духовной области веры, а там всюду и во всех действует любовь Христовой самопреданности на пользу всех и каждого" (88).
9. Примечания 1)Опрос студентов Российского государственного медицинского университета, 2001 год, количество опрошенных - 256 человек. 2)Эко У. Когда на сцену выходит Другой // Пять эссе на темы этики. СПб., 1998. С. 10. (Выделено мною.- И.С.) 3)Тютчев Ф. Полное собрание сочинений: Приложение к журналу "Нива". СПб., 1913. С. 123. 4) Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 386. 5) Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 18. 6) Там же. 7) Цит. по: Гусев Д. Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства (1876 г.) // Святоотеческая христология и антропология. Пермь, 2002. Вып. 1. С. 29. 8) Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. С. 19. 9) Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. С. 19. 10) Ильин И. Кризис безбожия // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 342. 11) Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические. С. 359. 12) Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты: Слово к русскому народу. СПб., 1995. С. 32-33. (Выделено мною.- И.С.) 13) Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196. 14) Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32. 15) Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 52. 16) Ср.: 2 Мак. 8, 17. 17) Из Библейского компьютерного справочника. 18) Мк. 9, 40. 19) Мф. 12, 30. 20) Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139-140. (Выделено нами.- Изд.) 21) Достоевский Ф. Бесы // Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392. 22) Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204-205. 23) Подчеркнуто мною.- И.С. 24) О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной // Независимая народная газета: Приложение к газете "Вечерняя Москва". 1994. 25 августа. (Выделено мною.- И.С.) 25) Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых. 26) См.: 3 Езд. 11, 32. 27) См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45. 28) См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186. 29) Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279. 30) Цит. по: История философии. С. 280. 31) Ильин И. Основы христианской культуры // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами.- Изд.) 32) Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков // Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами.- Изд.) 33) Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315-316. (Выделено курсивом нами.- Изд.) 34) Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. 35) Ильин И. Кризис безбожия. С. 351. 36) Ср.: 1 Кор. 7, 20. 37) Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291. 38) Прем. 7, 16-20. 39) Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314. 40) Пс. 103, 23. 41) Притч. 3, 19. 42) Еккл. 3, 11. 43) Ср.: Пс. 48, 4. 44) Аксенов В. Новые материалы для науки и техники // Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35. 45) Гайденко П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7. С. 114. 46) Богданов А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927. С. 5. 47) Богданов А. Борьба за жизнеспособность. С.3. (Именно эта процедура - переливание себе крови молодого студента - и стала причиной гибели Богданова.) 48) Cухих Г. Секрет их молодости // Столица. 1994. № 11. С. 32. 49) Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. 2000. № 8. С. 81. 50) 2 Фес. 2, 7. 51) Рим. 7, 18-19. 52) Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция: Философия права. М., 1996. С. 87. 53) Гал. 6, 2. 54) Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст / Отв. ред. А. Рубцов. М., 1997. С. 24. (Выделено мною.- И.С.) 55) Там же. С. 29. 56) Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 381. 57) Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 436. 58) Ницше Ф. К генеалогии морали. С. 412. 59) См.: Там же. С. 432. 60) Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное. С. 34, 35. 61) Сир. 17, 12. 62) 1 Мак. 2, 64. 63) Гал. 5, 14. 64) Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 1998. С. 421. 65) Там же. С. 422. 66) Иов 22, 22. 67) Ср.: 1 Ин. 4, 7. 68) Александр Ельчанинов, священник. Записи. М., 1996. С. 28. 69) Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 86. 70) Николаева О. Православие и свобода. М., 2002. С. 9. 71) Ин. 18, 38. 72) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. М., 1999. С. 166. 73) Ильин И. Кризис безбожия. С. 348. 74) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 166. 75) Там же. С. 167. 76) Иак. 1, 25. 77) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 179. (Выделено нами.- Изд.) 78) Ильин И. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 97. 79) Гал. 5, 13. 80) Ин. 8, 32. 81) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галам. С. 174. 82) 1 Пет. 2, 15-16. 83) Гал. 5, 1. 84) 2 Кор. 3, 17. 85) Ильин И. Путь духовного обновления. С. 94. 86) Ильин И. Путь духовного обновления. С. 94. 87) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 182. 88) Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 174. 89) Иларион (Троицкий), архиепископ. Без Церкви нет спасения. М., СПб., 1998. С. 266. 90) Там же. С. 270. 91) Андрей Кураев, диакон. О нашем поражении. М., 1996. С. 3. (Выделено нами.- Изд.) 92) Льюис К. Возможен ли прогресс? // Собрание сочинений: В 8 т. М., 1998. Т. 2. С. 348. 93) Иустин (Попович), преподобный. Прогресс в мельнице смерти. О духе времени. Минск, 2001. С. 25-26. 94) Гальцева Р. Христианство перед лицом современной цивилизации // Новая Европа. 1994. № 5. С. 3. (Выделено мною.- И.С.) 95) Андрей Кураев, диакон. О нашем поражении. С. 35. 96) Выделено мною.- И.С. 97) Зеньковский В. Автономия и теономия // Путь. 1926. № 3. С. 36. 98) Величко В. Владимир Соловьев: Жизнь и творения. СПб., 1904. С. 170. 99) Цит. по: Андрей Кураев, диакон. О нашем поражении. С. 37.
|